В истории нашего легендарного, трудового, индустриального края есть даты, определяющие эпохи, периоды развития региона и нашего города, значимые для каждого уральца. Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь без благоустроенной инфраструктуры, и, в частности, без разветвленной и разнообразной сети общественного транспорта. И потому, очередное виртуальное путешествие в цикле «Наш Урал – уголок России» будет необычным, ведь траектория нашего перемещение будет связано не с географическими объектами, — наш путь проложен назад во времени. А все потому, что 7 ноября отмечает 95-ый День рождения наш уральский Трамвай.
Вообще, вопрос об улучшения транспортной доступности и строительстве совершенно новой для региона трамвайной сети был поставлен в Городской думе еще в 1896 году. Но, в связи с политическими событиями, — I мировая война, революция и гражданская война, строительство трамвайной сети было отложено до конца 20-х годов прошлого века. До этого времени на дорогах города использовался гужевой транспорт: летом перемещались на колесных повозках и телегах, зимой – на санях. Примерно в 1924-1925 году уже наладили автобусное сообщение, — пассажиров перевозили целых пять автобусов на 60 мест. Но регулярным оно было только в летнее время, зимой автобусные маршруты закрывались, и улицы города оставались заброшенными.
Вопрос о строительстве трамвайной сети в городе был вновь поднят на заседаниях Свердловского горисполкома в 1927. Проектировщики вернулись к дореволюционным наработки и планам. В 1928 году Московский электротехнический трест выполнил проект строительства трамвая, и в том же году был утвержден проект линий и сроки строительства. В мае 1929 года началось сооружение трамвайной линии строительство депо. Трамвайное депо разместили на Цыганской площади на улице Фрунзе, сегодня на ее месте находится Южное трамвайное депо – первое трамвайное депо города. На улице Горького, на территории бывшей городской электростанции, была построена тяговая подстанция.
Утром 7 ноября 1929 года на Цыганской площади прошел торжественный митинг, и под звуки духового оркестра с площади отправились в свой первый рейс 10 новых трамвайных вагонов по единственному в то время маршруту номер 1. Первые трамвайные вагоны были доставлены в Свердловск из города Мытищи, что в Подмосковье. Появление нового вида транспорта было встречено жителями города с восторгом! Очень сложно назвать комфортным поездки в деревянных вагончиках, обшитых листами железа, ни о каком обогреве внутри не было и речи. Но, для пассажиров все же было лучше ехать, чем идти пешком.
Первая трамвайная линия связала улицу Фрунзе и Железнодорожный вокзал. Трамвайный путь прокладывался по улицам Фрунзе, 8-го Марта, проспекту Ленина, далее – по улицам: Толмачева, Дзержинского, Свердлова и Северной (ныне — улица Челюскинцев). Несмотря на недостатки первого трамвая, это был серьезный новый виток в развитии промышленного города.
Начиная с 1930 года открывались новые маршруты, связывая все более отдаленные районы города в единую транспортную сеть, увеличивалось число подвижного состава. Современная трамвайная сеть Екатеринбурга – большая по российским меркам, она занимает 3 место в России. Сегодня в Екатеринбурге действует уже 24 маршрута, и строительство трамвайной сети продолжается, строятся линии в районы – новостройки, которые должны решить транспортную проблему для жителей этих новостроек.
С Днем рождения, Уральский Трамвай!
Развивайся и совершенствуйся на благо жителей Урала!
Сайт: https://ametist.office-nko.ru
Почта: ametist@office-nko.ru
Вконтакте: https://vk.com/anosonametist
Одноклассники: https://ok.ru/group/66671958753313
Группа в Telegram: https://t.me/anosonametist