Закройте глаза и уши и попробуйте находится в таком состоянии хотя бы полчаса. Скорее всего, нам, привыкшим к естественному сопровождению света, звука, образов, предметов, придется провести все это время неподвижно в новом для себя, совершенно незнакомом и даже пугающем пространстве. Но представьте, рядом с нами есть люди, которые постоянно находятся в темноте и окружении тишины. Чтобы жить повседневной жизнью, учиться, работать, заниматься творчеством и спортом, просто общаться, им приходится преодолевать множество сложностей. И они не просто находятся в этом мире, они по настоящему живут, развиваются, увлекаются и творят, и самое главное, их духовные и физические силы помогают не только полноценно жить, но и помогать таким же людям, которые пока не знают или не могут приспособиться к реальности.
Ежегодно, именно 27 июня, отмечается Международный день слепоглухих – это день осведомленности о людях, живущих с одновременным нарушением слуха и зрения, защите их прав и интересов.
Дата этого праздника была выбрана в честь годовщины рождения Хелен Келлер, что стала первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование и степень бакалавра. Хелен Келлер родилась 27 июня 1880 года в штате Алабама, США. Ей было меньше двух лет, когда в связи с заболеванием она утратила зрение и слух, и, потому она не успела освоить речь на достаточном уровне. Тем не менее, с 7 лет Хелен обучалась на дому, занятия проводила наставник и учительница Энн Салливан, которая сама имела проблемы со зрением и окончила Школу Перкинса для слепых. Энн удалось найти подход к девочке, она стала с помощью языка жестов показывать Хелен на ее ладони названия вещей. Позднее Хелен смогла окончить Школу Перкинса для слепых, Школу Райта-Хьюмасона для глухих в Нью-Йорке, Кембриджскую школу для девушек и наконец колледж Рэдклиффа, в котором получила диплом бакалавра.
Келлер вела активную социальную деятельность. Филантроп, писательница, лектор, она поддерживала обучение и социализацию инвалидов, боролась с дискриминацией женщин и против расизма. В 1964 году за свои заслуги она была награждена Президентской медалью Свободы, а в 1980 году день ее рождения был провозглашен Днем Хелен Келлер.
Общение слепоглухих с окружающими обычно осуществляется при помощи дактильно-контактной речи, для которой используется так называемая дактильная азбука. Это не то же самое, что жестовый язык: при дактильно-контактной речи пальцами рук воспроизводятся знаки, которые аналогичны буквенному алфавиту, в то время как на жестовом языке обычно показываются сразу целые слова.
Слепоглухота может быть врожденной и приобретенной, и степень нарушений зрения и слуха бывает разной, — и варьируется от полного тотального отсутствия зрения и/или слуха до определенной степени сохранения функционирования минимальной функции зрения и/или слуха. И, кроме того, есть слабовидящие глухие люди, слабослышащие слепые люди, и слабослышащие и слабовидящие люди. Потому, слепоглухим людям не подходят программы обучения, рассчитанные только на слепых или только на глухих, и нужны специалисты, владеющие именно методами работы с теми, у кого полностью потеряны слух и зрение. И, одним из первых таких специалистов была учительница Энн Салливан, которой удалось найти подход к обучению Хелен Келлер.
Двойное сенсорное нарушение создает особые сложности, с которыми сталкиваются, — это познавательный и коммуникационный ограниченность, многие общаются дактилем – это жестовая азбука, позволяющая воспроизвести очертание букв пальцами на ладони другого человека или русским жестовым языком, который знают единицы. Не смотря на то, что они не могут пойти в театр, музей, или просто в ближайшие магазин, кафе, они не замкнуты и стремятся собираться вместе и общаться в окружении, той среде, где их понимают, и вместе посещать адаптированные экскурсии, спектакли с тифлосурдопереводом и подобные специализированные мероприятия.
В 1989 года была принята Декларации о правах слепоглухих на конференции, организованной в Швеции Комитетом по обслуживанию слепоглухих Всемирного совета по благополучию слепых.
Сегодня развитие межгосударственных и социальных связей и научно-технический прогресс способствуют расширению возможностей слепоглухих людей. Для людей с нарушениями зрения доступен текстовый контент веб-сайтов, они могут пользоваться смартфонами с помощью специальных программ и (или) брайлевского дисплея. Существует много бытовых приборов, которые облегчают жизнь: говорящие мультиварки, стиральные машинки, весы (как напольные, так и кухонные), маркеры для продуктов. Развиваются и другие сервисы для людей с инвалидностью, есть возможность посмотреть спектакли и фильмы с сурдопереводом и тифлокомментированием, появились адаптированные экскурсии для людей с различными сенсорными нарушениями.
От уровня информированности о людях с особыми потребностями и всесторонней государственной и гражданской поддержки этих людей зависит благополучие, возможности и развитие каждого гражданина и общества, в целом.
Контакты АНО СОН «АМЕТИСТ»
Сайт: https://ametist.office-nko.ru
Почта: ametist@office-nko.ru
Вконтакте: https://vk.com/anosonametist
Одноклассники: https://ok.ru/group/66671958753313
Группа в Telegram: https://t.me/anosonametist