Наш Урал – уголок России. Гора Качканар и буддийский монастырь (уже в истории)

Все течет, все меняется, реалии текущего дня несут с собой развитие материального мира. Вслед за необходимыми изменениями жизни, несущими удобство, комфорт, благоустроенность быта, происходят порой неизбежные перемены в мире земном и мире, где духовные ориентиры несколько выше земных, там и тогда, и даже сама природа вынуждена уступать условиям сегодняшнего дня и движению цивилизации.
Виртуальное путешествие в цикле «Наш Урал – уголок России» ведет туда, где присутствие человека не нарушали красоту и спокойствие горной уральской природы, а рукотворные творения гармонично вписывались в природный ландшафт. Все это еще совсем недавно – гора Качканар и разместившийся на суровых камнях горы буддийский монастырь Шедруб Линг. 

Сегодня разговор о горе Качканар в ее первозданном виде и буквально живущим на горе монастырем уже в прошлом, потому как развитие Качканарского горно-обогатительного комбината (КГОК), являющегося градообразующим предприятием, имеет огромное значение для жизни всего города.
Немного предистории, гора Качканар расположена на месторождении железной руды, и данный участок находится в аренде у Качканарского ГОК, где ведутся работы по добыче сырья, что предполагает взрывные работы. Уникальный комплекс, который семь лет назад оказался в пределах зоны разработки горно-обогатительного комбината. Разбирательства между ГОКом и буддистской общиной завершились только в октябре 2021 года, пришли к соглашению, в соответствии с которым ГОК реализует свои планы, общине будут выделены средства на обустройство монастыря на новом месте, в поселке Косья. При этом, все постройки и сооружения монастыря, возведенные на горе, будут уничтожены. Монастырь продолжит существовать, но переезд, по мнению верующих, это разрушит уникальный уклад жизни, сложившийся за четверть века. 

Не вдаваясь в историю принятого и реализованного решения судьбы монастыря, мы совершим путешествие в недавнее прошлое и побываем на нетронутых просторах горы Качканар и окунемся в жизнь монастыря Шедруб Линг. 
Происхождение названия «Качканар» имеет несколько версий. Одна из них предполагает татарские корни «качкыннар» – «беглецы». По другой и наиболее вероятной, от тюркской основы «кашка-нар» – «лысый верблюд», благодаря скале на вершине горного комплекса, очень похожей на верблюда. Финно-угорская версия предполагает, что часть «Нар», «Нер» в переводе с мансийского «каменная гора», «хребет», однако компонент «качка» по настоящее время объяснить не удается, хотя в источниках ХVIII века гора именуется именно «Кесканар». 

Сам город Качканар – один из самых молодых городов региона, — статус города Качканару был присвоен 27 мая 1957 года, хотя первые рабочие поселки в этих местах возникли 140-150 лет назад. Качканар находится в 253 км по автодороге от Екатеринбурга. Весь город располагается на холмах и увалах, по нему протекают несколько небольших речек-ручьев. Богатые недра Качканарского массива и его окрестностей дали жизнь городу Качканар, получившему одноименное название с горой. 

Гора Качканар возвышается между долинами рек Ис и Выя – двух притоков реки Туры. Качканар – одна из самых высоких гор на Среднем Урале, высота горы достигает 878,8 метров, и одна из первых по доступности для всех большинства туристов. Гора Качканар вытянута с северо-запада на юго-восток, имеет две вершины – северную и южную: Северный рог (878 метров) и Полуденный рог (874 метров). Между ними около 2 километров. Немногие вершины Урала способны сравниться с этим горным комплексом по красоте. Каждая из вершин по своему удивительна. Склоны горы покрыты вековым лесом, растет много кедров. Наверху встречаются каменные россыпи и очень красивые скалы самых разных форм и размеров. Основная масса достопримечательностей сосредоточилась именно в районе горы с россыпями скальных пород, горным озером на месте выработки камня. Туристы посещают главным образом северную вершину. Скалы на ней особенно впечатляют. Тут раскинулся целый каменный город с останцами причудливых форм. Много скал со сквозными отверстиями. Некоторые из скальных останцев имеют свои названия. Наиболее известна и популярна скала Верблюд, удивительным образом похожая на это животное. Верблюд — излюбленное место для фотосессий. 

Первое, что видят туристы при приближении к северной вершине Качканара, – это усеянный камнями-курумами склон горы, над которым виднеются гармонично вписанные в скалы постройки буддийского монастыря Шад Тчуп Линг, переименованный в Шедруб Линг, что в переводе с тибетского означает «Место практики и осуществления». 
История Шад Тчуп Линг «Место изучения и осуществления» непосредственно связана с личностью его ламы – Санье Тензин Докшит (в миру, Михаила Санникова). Как известно, Михаил Санников познакомился с буддизмом в конце 1980-х годов в Афганистане, где он, кадровый офицер, командир спецподраздения, видел на горных перевалах памятники буддийской цивилизации, процветавшей там в домусульманский период, и заинтересовался буддизмом. После возвращения к мирной жизни уехал в Иволгинский буддийский монастырь-дацан в Бурятии. 15 мая 1995 года он приступил к строительству буддийской обители на горе Качканар. По его словам, место для строительства, равно как и первых учеников, ему указал его Учитель.

Сначала Санников работал над строительством монастыря один. Постепенно слава о необычном человеке и его идее построить буддийский монастырь разлетелась по округе, а затем и по стране. На Качканар потянулись добровольные помощники. Монастырь «Шедруб Линг» включал в себя постройки и помещения на горе: две ступы Пробуждения (малая и большая), 6-метровая статуя Будды, храмовый (алтарный) зал для проведения обрядов и медитаций, дом йоги, чайный домик, учебный класс, жилые помещения, а также баню, мастерские, гараж, складские помещения, помещения для собак и домашнего скота, огород. Некоторые домики и сооружения встроены прямо в скалы. 

За прошедшие годы Шедруб Линг превратился в достопримечательность, притягивающую множество туристов. Для приехавших открыты экскурсии и маршруты на гору. Неподалёку от вершины находится искусственное озеро, пригодное для купания. На вершине, в 150 метрах к югу от «Шедруб Линга» находится деревянная беседка, а между скал – множество площадок, на которых в летнее время можно поставить палатки. Во время экскурсии по территории монастыря проводиться ознакомление с историей и примечательностями горы Качканар, историей буддизма на Урале, о главных священных объектах горы Качканар — ступах и многом другом.
В планах монахов также организация небольшого музея, посвященного природе горы Качканар, истории «Шедруб Линга» и буддийскому искусству. На кратких курсах-уроках желающим рассказывают об учении и практике буддизма, как философии и религии. Небольшая сувенирная лавка на территории монастыря, где посетителям предлагались сувениры на память о посещении горы Качканар, большая часть из которых изготавливается членами общины. 

Изначально монастырь был основан как место практики и реализации для тех, кто желает приобщиться к буддизму, но его двери открыты абсолютно для всех. Некоторые туристы готовы были проводить здесь свой выходной по нескольку раз в год, ведь каждый сезон придает этому месту свое очарование. Есть и те, кто проводил в монастыре более долгое время – от двух-трех дней или недель до нескольких лет, с целью практиковать буддизм или просто поразмыслить о смысле жизни, отрешившись от суеты мегаполиса. 

Гора Качканар и буддийский монастырь Шедруб Линг были и остаются для многих местом силы, умиротворения и спокойствия, познания самого себя и организации внутреннего мира, и, не взирая на обстоятельства, свет и мудрость будут сохранены в умах и душах людей, а новое место монастыря вновь обретет свою духовную наполненность и станет новым местом Силы на Урале.

Контакты АНО СОН «Аметист»

Сайт: https://ametist.office-nko.ru
Почта: ametist@office-nko.ru
Вконтакте: https://vk.com/anosonametist
Одноклассники: https://ok.ru/group/66671958753313

*Изображения взяты из Интернета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.