Добрый день!
Мы знаем наш край, скорее, как горный и сухопутный, несколько упуская из внимания водную стихию, и то, как природные речные пути способствовали промышленному развитию Урала. Сегодня в виртуальной экскурсии в рамках цикла «Наш Урал – уголок России» направляемся в немного странное путешествие, и, ненадолго оставив красоты уральской природы, в большей степени коснемся истории развития, недавнего прошлого и сегодняшнего дня нашего региона.
Наш путь лежит в Пермский край, где на просторах реки Камы расположена закрытая для обычного путешественника территория – Заозёрская ремонтно-эксплуатационная база флота, именуемая «Кладбищем Кораблей». И, не смотря на настораживающее название, здесь нет ощущения уныния или печали.
Должны отметить, что Пермский речной флот был вторым по величине в стране, после Волжского. Во времена Гражданской войны в Пермь перевезли почти весь речной флот России. Большая часть кораблей в то время была затоплена, и теперь, как говорят водолазы, на дне Камского водохранилища находится самое большое кладбище кораблей в мире.
В более позднее время, до 90-х годов, речной флот в Перми был популярен, как вид междугороднего транспорта. По Каме ходили грузовые теплоходы и баржи, многие пассажиры пользовались скоростными «Метеорами» и «Ракетами». Но, в результате ряда реформ и в силу изменившихся экономических приоритетов, судопроизводство данных типов кораблей было закрыто. Те корабли, что были в строю, было решено снять с пассажирских рейсов и отправить на утилизацию. Но, процесс утилизации (или как говорят на флоте «распил на иголки») так и не был осуществлен. Поэтому брошенные суда остались у берега. На территории ремонтной базы встали на вечную стоянку некогда считавшиеся перспективными разработками инженеров речного судоходства корабли.
Сегодня на территории базы находится около двух десятков различных судов, большая часть из них стоят «на распил». От некоторых уже осталась лишь малая часть. Судна выведены из эксплуатации, но не списаны, так что они стоят и попросту ржавеют в ожидании. Для стороннего визитера кладбище Кораблей выглядит пустынно и напоминают базу одного из фантастических фильмов. Тем не менее, заброшенной территория не является и немногочисленный обслуживающий персонал следит за сохранностью не списанного имущества.
Но, все же хочется сказать, что на сегодняшний день Пермь – единственный город на Урале, где развито речное судоходство. После резкого падения 2014 года Камское Речное Пароходство выходит на самоокупаемость, и это свидетельствует о развитии и новом этапе становления речного судоходства на Каме. И, возможно, в недалеком будущем мы снова сможем получить незабываемые ощущения и почти детский восторг, совершив речную прогулку на «Ракете»!
Контакты АНО СОН «Аметист»
Сайт: https://ametist.office-nko.ru
Почта: ametist@office-nko.ru
Вконтакте: https://vk.com/anosonametist
Одноклассники: https://ok.ru/group/66671958753313
*Изображения взяты из Интернета