Знания – фундамент профессионализма.

Техническая учеба: «Как выстроить и поддержать общение с людьми старшего поколения»

Добрый день!
Результат работы специалистов социальной сферы зависит от многих факторов. Помимо ответственности, исполнительности, соблюдения необходимых требований и правил оказания социальных услуг, в своеобразной иерархии наиболее важных и приоритетных качеств и черт характера любого из наших сотрудников на первых местах всегда неизменно были и остаются личностные свойства, — неосязаемые, но являющиеся фундаментальными в работе, — такие как внимательность, терпение, умение слушать, слышать и понять, искреннее сопереживание и желание, способность оказать поддержку и помощь.
Но, иногда в силу неких условий, обстоятельств жизни получателей социальных услуг, отражающихся на отношении людей пожилого возраста к сегодняшнему дню, даже обладающий лучшими человеческими качествами социальный работник сталкивается с трудностями в общении с клиентами.

В рамках технической учебы «Как выстроить и поддержать общение с людьми старшего поколения» мы поговорим о некоторых личностных особенностях пожилых людей, являющихся причинами изменения поведения, и рассмотрим своего рода правила взаимодействия специалистов социальной сферы и людей старшего поколения.

Состояние человека, его душевное равновесие, без сомнения, зависит от состояния здоровья и общего самочувствия, но, нужно помнить, что в немалой степени – это также отражение и свидетельство его социальных связей и качества общения. Многие трудности взаимодействия могут возникать из-за изменений в физиологии человека, — замедляется часть физиологических процессов, сложнее формулировать и выражать мысли, меньше поддаются контролю реакции тела, понижается качество и уровень общения. Проявление подобных нарушения выражаются повторяющимися продолжительными рассказами об одном и то же, необоснованным отвлечениям от темы разговора, несдержанности, неуравновешенному поведению или даже приступам агрессии и реальными манипуляциями по отношению к окружению.

1. Внимательно слушайте и постарайтесь понять. Зачастую пожилые люди, плохо видят или слышат, им трудно передвигаться, боли напоминают о заболеваниях. Он только выглядит, как мы. А время течет у него иначе. Некоторые пожилые люди живут в несколько другой «системе координат», и, возможно, это связано с их внутренним ощущением и восприятием, которое расходится с привычной более молодым поколениям реальностью. Отсюда и постоянное недовольство чем-либо, жалобы на здоровье, а то и на весь мир. Чтобы наладить отношения, важно научиться слушать пожилых людей и не оставлять их просьбы. Ведь каждому человеку необходимо внимание к его заботам и интересам, понимание и ответная реакция окружающих.
Подумайте, как можно ему помочь. Возможно, своевременная забота будет той самой необходимой нитью поддержки, а в какой-то момент спасет его жизнь.
2. Проявляйте искренний интерес. Порой пожилым людям кажется, что они не нужны даже самым близким. Интерес стороннего человека поможет им почувствовать им свое значение в жизни и будет способствовать взаимоотношениям.
3. Сострадайте, а не жалейте. Помогайте бороться с ощущением слабости и беспомощности.
«Сострадание и жалость – два разных понятия. Истинное сопереживание-сострадание становится источником понимания и дает силы, как пожилому человеку, так и находящемуся рядом его близкому или специалисту, в то время как жалость, похожая на проявление бессилия и ослабляет всех взаимодействующие стороны.
Пожилые боятся стать «дополнительной нагрузкой, обузой» для окружения, поэтому они скрывают или приукрашают свое истинное состояние. Предложите свою помощь, ненавязчиво, но не двусмысленно. И, позвольте пожилому человеку самому выбрать и выполнять доступные для него действия и функции самообслуживания. Запаситесь терпением, и с тем, как будет усиливаться доверие пожилого человека, он будет все более охотно принимать помощь и содействие окружающих.
Помните, тот, кто рядом нужен, как друг и товарищ. Взаимоотношения должны происходить на основе уважения и возможного равноправия, а не снисходить от стороны «более сильного».
4. Не пытайтесь изменить или переубедить пожилого человека.
Накопившийся негатив людей очень часто находит выход и выплескивается на окружающих. Методом дипломатичной борьбы, или хотя бы его уменьшения, станет, назовем эти усилия условно, — «движение в сторону сосуществования», принятие и возможный компромисс.
Негатив и агрессия пожилых людей приходит от неудовлетворенности собой. В этой ситуации очень важно не допустить конфликта. Да, к этому нужно быть готовым, и просто принимать происходящее, как данность.
Постарайтесь научиться аккуратно и тактично менять темы разговоров или переводить разговор в тональность мягкого юмора.
5. Управляйте настроением, создавая возможность и наполняя жизнь впечатлениями. Жизнь пожилых людей «тускнеет» в условиях ограничения контактов. И, как следствие, желание участвовать в происходящем, в жизни близких непосредственным участием, настоятельными советами и рекомендациями, что также может спровоцировать неприятие мнения пожилого человека и конфликт.
Предупредить неприятную ситуацию можно, предоставив им некий интерес, занятие. Присмотритесь к человеку, к его интересам. Любит поэзию или вязание, — предоставьте ему возможность познакомиться к творчеством современных литераторов или расскажите о новых материалах и инструментах. Позвольте ему демонстрировать свое умение чтеца, рукодельника. И, конечно, не забывайте, человек ждет Вашей оценки и поощрения.
Или же просто выйдите на прогулку и поговорите о погоде, поверьте, свежий воздух и встреча с соседями совершат маленькое чудо.
6. Умейте прощать и забывать. Общение с человеком в возрасте – целое искусство, нелегкая работа. Особенно тяжело дается диалог один на один.

И, как бы ни складывались обстоятельства, события, дни, не несите случайный негатив в завтрашний день, постарайтесь освобождаться от неурядицы.

Нужно принимать действительность, какой она есть. С течение времени, всё и все меняются, и наши старшие поколения становятся другими.

Всегда, во все времена, безусловно, самыми важными остаются эмоциональный контакт с окружающими и добрые отношения между людьми.
Встречайте каждый новый день и наших старших, будь то близкие люди или подопечные, неизменно с искренней доброй улыбкой!   

*Изображения взяты из Интернета

Контакты АНО СОН «Аметист»

Сайт: https://ametist.office-nko.ru
Почта: ametist@office-nko.ru
Вконтакте: https://vk.com/anosonametist
Одноклассники: https://ok.ru/group/6667195875331

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *