Знания – фундамент профессионализма

Техническая учеба: «Пассивная агрессия: как распознать и противостоять ей»

Капризы переменчивой весны: солнечное тепло меняют хмурое небо и дожди, что не способствует стабильности эмоционального состояния и добавляет напряжение в текущие будни, переполненные множеством срочных задач и ежедневно возникающим и возрастающим стрессом. В подобной ситуации под давлением имеющихся и возникающих обстоятельств некоторому числу людей все сложнее сохранять уравновешенность и спокойствие, а не проходящие напряжение, стресс и вызываемая ими психологическая усталость подавляют человека и находят свое проявление вовне закрытостью, безразличием, злостью или даже агрессией.

Сегодня техническая учеба затрагивает те трудности, которые могут стать следствием постоянного стресса и явиться одной из причин социальных проблем и межличностных конфликтов. Пассивная агрессия (или пассивно-агрессивное поведение), как распознать и суметь противостоять.

Людей, открыто проявляющих агрессию, видно с первого взгляда: они оскорбляют, критикуют или унижают, их поведение может быть провоцирующим и вызывающим отторжение. Однако, бывают ситуации и отношения, в которых нет прямой враждебности, но настроение после взаимодействия с подобными личностями ухудшается. И, вероятно, причина в том, что они проявляют пассивную агрессию (пассивно-агрессивное поведение).

Сегодня пассивной агрессией считают поведение, при котором человек не проявляет гнев открыто, а маскирует его, например, с помощью сарказма, саботажа, манипуляций и другими способами. Зачастую пассивно–агрессивные люди не понимают, почему ведут себя таким образом и к каким последствиям это может привести. В то время, как пассивная агрессия способна не только испортить окружающим настроение, разрушить отношения и даже снизить продуктивность работы всей организации. Кроме того, такое поведение мешает и самому «агрессору»: делает его несчастным, вызывает чувство неудовлетворенности, не дает развиваться, проявлять свои чувства, строить и поддерживать отношения.

Причинами пассивной агрессии могут быть воспитание и синдром дефицита внимания и гиперактивности, когда в детстве ребенку запрещали проявлять гнев, стыдили за злость или требовали немедленно успокоиться, и, скорее всего, подросшему человеку будет сложно говорить о своих чувствах открыто. В числе других причин стресс и ментальные заболевания, такие как тревожное расстройство, биполярное расстройство, шизофрения и другие. Конечно, иногда бывают ситуации, когда человек и хотел бы честно заявить о своем чувстве, но вынужден держать язык за зубами (например, из страха потерять работу). Или эмоциональная закрытость вызвана тем, что человек чувствует себя уязвимым, и пассивная агрессия может казаться более простым способом справиться со своими эмоциями, не выражая их напрямую.

Как проявляется пассивная агрессия? Психологи выделяют несколько основных признаков. И вот в каких фразах и поступках они проявляются:
1. «Все нормально». Пассивно агрессивные люди не скажут честно и прямо, что злятся или обижаются. Но будут всем своим видом это показывать: «смотреть волком», вздыхать или фыркать, держать драматичные паузы и тому подобное. При этом, если спросить у них, что случилось, в ответ услышите «ничего» или «все в порядке». Но сказано это будет холодным или обиженным тоном.
2. «Делай, что хочешь». Если пассивно агрессивный человек все же решится заговорить о том, что его беспокоит, он не выскажет претензии прямо, не решится на открытую конфронтацию. Скорее всего, он воспользуется фразами: «Ну конечно! На мои чувства всем наплевать!», «Да-да, мне теперь все понятно», «Поступай, как знаешь», «Я сделал выводы».
Или может, к примеру, рассказать какую-нибудь историю с намеком, или выложить в соцсети цитату с «подтекстом», дабы показать, как он обижен и недоволен. Или, наоборот, будет игнорировать оппонента: пропускать телефонные звонки и сообщения, как бы случайно «забывать» о просьбах, делать вид, что не видит или не слышит, что говорите. Нередко, целью всего этого – спровоцировать окружающих на начало открытый конфликт и легальную возможность высказать все, что он думает.
3. «Не обижайся, я же любя». В этом случае не будет открытых ссор и возмущений, внешне все, как будто, в норме. Но недовольство найдет выход другими способами, например, в форме сарказма, обидных шуток или «комплиментов», направленных на чувства других людей: «Платье так тебя стройнит, почти не видно, что ты поправилась!», «Для женщины ты отлично водишь машину». Ответить на такие нападки довольно сложно: если попытаться дать отпор, и в ответ – получить характеристику грубияна без чувства юмора.
4. «Я опять забыл». Пассивно агрессивные люди могут саботировать свои обязанности и даже мешать остальным. Например, вы трудитесь над большим проектом, и на словах все участники команды согласны и с задачами, и со сроками. А потом находится тот, кто вечно опаздывает, что то забывает, делает свою работу из рук вон плохо, тянет время, ворчит, отвлекает остальных.

Как реагировать на пассивную агрессию окружающих
Нет смысла проявлять ответную агрессию, или пытаться задеть или высмеять человека. Лучшее, что можно сделать, — это поговорить с агрессирующим о том, чего он так боится, то есть о его чувствах.
Расскажите о своих наблюдениях, о внешних проявлениях недовольства, о возможности разобраться в причинах. Скорее всего, пассивно агрессивный человек будет все отрицать и не признается, что злится. Поэтому бесполезно спрашивать, что случилось. Если есть версии, почему ваш собеседник недоволен, скажите об этом и уточните, верны ли ваши предположения. Постарайтесь вывести человека на открытый разговор.

Предложите варианты решения ситуации. Расскажите, что готовы сделать, чтобы погасить конфликт. И постарайтесь прийти к компромиссу.

Поведение окружающих оценить проще, но что делать, если у Вас имеются проявления пассивно – агрессивного поведения?
1. Постарайтесь разобраться в себе. За пассивной агрессией — сарказмом, подколками – лежит гнев или недовольство, которые Вы запрещаете себе проявлять открыто. Постарайтесь проанализировать и выяснить, на что (или на кого) именно вы злитесь, почему боитесь конфликтов и не позволяете себе заявить о собственных чувствах.
2. Разрешите себе злиться. Признайте, что злитесь. Примите, что это абсолютно естественное чувство, и перестаньте его подавлять. Постоянное подавление гнева может привести даже к депрессии или тревожному расстройству.
3. Говорите о том, что беспокоит. Это один из лучших способов выплеснуть свои чувства и отпустить их. Да, тем, кто привык все держать в себе, откровенность может даваться очень непросто. Постарайтесь не «нападать» на собеседника, будьте корректны, не опускаясь к оскорблениям.
«Я очень злюсь, когда мне приходится проводить вечера в одиночестве», «Меня расстраивает, что к моему мнению не прислушиваются». И, если такой разговор Вас пугает, попробуйте рассказать о своих переживаниях в письме самому себе.
4. Учитесь выражать чувства. Иногда прямо сказать о своих эмоциях невозможно, или Вы пока не готовы к этому. Но не повод держать гнев и обиду в себе. Попробуйте выразить их такими способами, которые никого не обидят: ведите дневник, пишите письма своим обидчикам (необязательно их отправлять), занимайтесь спортом, говорите о своих переживаниях с друзьями.

Будьте здоровы, спокойны и сохраняйте гармонию!
Контакты АНО СОН «Аметист»

Сайт: https://ametist.office-nko.ru
Почта: ametist@office-nko.ru
Вконтакте: https://vk.com/anosonametist
Одноклассники: https://ok.ru/group/66671958753313

*Изображения взяты из Интернета 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *