7 июля – День Ивана Купалы или Купальная ночь

Добрый день!
Среди каменных джунглей городов, чувствуя относительную защищенность, мы, все больше утрачиваем связь с природой и отстраняемся от своих истоков. Но среди чисел и дат календаря, похожих одна на другую, есть особые дни, когда абсолютно все с неподдельной радостью, весельем и задором ненадолго возвращаются в первобытные доисторические времена наших предков, к своей родовой памяти. И, одним из таких ярких дней, а точнее ночей, является праздник Ивана Купалы или просто Купальная ночь.
Это один из основных четырех праздников древних славян, связанных с расположением Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь). Последний день Русальной недели (называемые также Русалии или Зеленые Святки) – Купала, – древнейший праздник, который сохранил неизменными множество традиций и обычаев предков до настоящего времени и не был забыт или притеснен ни в один период истории.
Иван Купала (или Купайла) был известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса, и совершался в честь Бога Солнца Ярило, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. Назывался этот древний обрядовый праздник – Купалье (в честь божества Купало), и был приурочен к летнему солнцестоянию – периоду наивысшего расцвета животворящих сил земли, летнего плодородия.

Ивана Купала празднуют на 7 день июля–месяца, но отмечать его начинают еще накануне – вечером 6 июля, сразу после захода солнца. Гуляния продолжаются всю ночь, народ кутит до самого рассвета.
Почему именно эта ночь считалась особенной? Казалось бы, наши предки были уверены, что в это темное время лешие, русалки, водяные, домовые и прочие нечистые выходят на свою охоту, а природные стихии и явления приобретают магическую силу, и ночью нужно остерегаться соприкасаться с этими силами. Дело в том, что изначально этот праздник отмечался в день летнего солнцестояния, 21 июня, — самый длинный день и самая короткая ночь в году, символизирующие победу света над тьмой.
В последствии дата празднования несколько раз смещалась, а с приходом христианства праздник совместили с днем рождения Иоанна Крестителя (24 июня), и после перехода на григорианский календарь 24 июня перенеслось 7 июля.

Иван Купала считается культовым языческим праздником. В древних культах в день летнего солнцестояния было принято совершать ритуалы очищения и омовения. Считалось, что искупавшись в этот день в любом природном водоеме, можно избавиться от болезней. И одна из версий названия «Купала» связано именно с этими обрядами. Другой, менее вероятной, версией предполагается, что праздник получил такое имя – как посвящение некоему Купале – богу полевых цветов и плодов.
Наши прародители верили, что в ночь на Ивана Купалу вода, огонь, цветы и травы приобретают магические свойства и готовы поделиться этой силой, – становятся способны очищать от грехов и исцелять от всех болезней, это объясняет многие традиции и обряды Дня Купалы. Вообще, купальские обряды, совершаемые в канун праздника, составляют обрядовый комплекс, пронизанный волшебством и связанный с огнем, водой, растениями. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни, украшали зеленью постройки. Также было принято гадать, выслеживать ведьм, устраивать ночные веселые бесчинства.

Волшебная сила природы пронизывала все вокруг. В день Ивана Купалы целебной считалась абсолютно вся вода, даже роса. Поэтому так важны были обряды, связанные с омовениями, и, отгуляв ночь, уже утром должно было встать пораньше и пройтись босиком по купальской росе, чтобы на весь год зарядиться здоровьем. Еще в народе верили, что все чудодейственные и целебные травы набирают наибольшую силу как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому проходил массовый сбор лечебных трав и целебных кореньев.
Непременная часть купальской обрядности – купальский костер, в середину которого ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом – символом солнца, становившимся центром гуляний. Вообще, празднования не ограничивались одним костром, в эту ночь разводили много больших костров, вокруг них плясали и водили хороводы. Через эти костры перепрыгивали, считалось, кто выше подпрыгнет, тому больше всех счастья прибудет, в костры матери бросали детские вещи, чтобы с ними ушли и болезни детей.
Самое удивительное поверье праздника Ивана Купалы почти дарит реальное чудо, — в эту ночь распускается папоротник, зацветая ровно в полночь на один миг чудесным огненным цветком, который может указать нашедшему его места кладов и сокровищ и исполнит все желания. Но путь к цветку защищает нечистая сила, которая тоже в эту ночь становилась особенно злой.

Прошли годы, века, эпохи, сегодня праздник уже не связан с днем солнцестояния, а отмечается в дату рождения Иоанна Крестителя – 7 июля, но и по сей день традиции веселого сказочного праздника продолжают жить на русской земле. В ночь Ивана Купалы принято собираться на берегу рек, озер и других водоемов, жечь большие костры, прыгать через них и водить хороводы, петь песни, собирать травы и цветы и сплетать из них венки, и просто веселиться от души и гулять с размахом.

Вековые традиции Руси живы, сильны и по прежнему любимы всеми, а значит жива и сильна душа русского народа!

*Изображения взяты из Интернета

Контакты АНО СОН «Аметист»

Сайт: https://ametist.office-nko.ru
Почта: ametist@office-nko.ru
Вконтакте: https://vk.com/anosonametist
Одноклассники: https://ok.ru/group/6667195875331

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *